Усенко СВ. СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА И ЕЕ ФУНКЦИИ Введение. Финансово-экономическая трансформация экономики Украины на пути к рынку отлича-ется чрезвычайной сложностью. Причина трудностей в том, что преобразование финансовой системы не ограничивается перестроечными процессами элементов старого порядка воспроизводства капитала в бан¬ковской деятельности. Формирование новой организации финансовых отношений между субъектами эко¬номики товарного рынка опираются на новые законодательные нормативы, правила бухгалтерского учета и принципы взаимодействия. Основу финансового рынка современной социальной экономики составляет банковская система, по-строенная на информационно — интеллектуальных технологиях, рассчитанных на возможности творческо¬го мышления хозяйствующих субъектов. Все это заставляет переосмыслить многие теоретические положения внутрибанковской деятельности. В процессе обеспечения предприятий и фирм финансовыми ресурсами для производства товаров и услуг приходится иметь дело со множеством нетрадиционных связей и отношений, которые обусловливают но-вые подходы в системе внутреннего контроля коммерческих банков. В связи с этим, по нашему мнению, одной из актуальных проблем внутрибанковской деятельности яв-ляется научное исследование системы внутреннего контроля коммерческого банка и роль в ее функциони-ровании внутреннего аудита. Внутренний аудит банковской деятельности в системе финансового контроля, представляющий неза-висимую проверку и экспертную оценку состояния банка, которые осуществляются специальным подраз-делением службы аудита, направлен на организацию эффективного мониторинга системы внутреннего контроля банка. Если исходить из задачи любого теоретического исследования, которое предполагает поиск такой формы научного знания, которая дает целостное представление о существенных связях определенных яв-лений, то в отечественной теории финансово-экономического контроля такого достоверного знания о свя-зях внутреннего банковского аудита и системы внутреннего контроля банка пока нет. Суждений по этому поводу на конференциях и семинарах разного уровня, публикаций в научных журналах по вопросу отношений внутреннего аудита и системы внутреннего контроля было немало [8-10]. Исследованиям, определившим механизмы ключевых процессов теории внутрибанковского контроля, посвящены работы известных отечественных ученых — аналитиков банковской деятельности: С. Быковой, Е. Виниченко, Л. Драгуна, А. Мазараки, Л. Коваль, Т. Костеж, Л. Костырко, А. Киреева, Н. Шульги, О. Полетаевой, И. Сала и др. Наиболее распространенное мнение: «внутренний контроль в банке — это совокупность процедур, ко¬торые обеспечивают достоверность и полноту информации.. …»[2], «внутренний контроль банка — это про¬цесс, осуществляемый Советом директоров, исполнительными органами и сотрудниками банка, направ¬ленный на получение достаточной уверенности в достижении целей организации эффективности хозяйст¬венной деятельности, получении надежной и своевременной информации о хозяйственной деятельности и соблюдении применимого законодательства»^]. В оценке определений системы внутреннего контроля банка нельзя не согласиться, что «нет исчерпы-вающей характеристики внутреннего аудита в системе внутреннего контроля банка...»[4], поскольку нет обстоятельной разработки теоретических аспектов сущности внутреннего контроля коммерческого банка. Все это обусловило цели и задачи предлагаемой статьи. П. Постановка задачи. Цель статьи — раскрыть сущность и содержание системы внутреннего контроля в банковской деятельности, ее роль в банковском менеджменте; определить структуру этой системы и особенности мониторинга каждой контрольной подсистемы в процессе банковской деятельности. Для достижения этой цели с учетом практики финансово-экономического контроля, нашедшего отра-жение в зарубежной науке, и уровня теоретических исследований отечественных ученых, нами поставлена задача обобщения личного немноголетнего опыта деятельности в службе внутреннего аудита коммерче-ского банка и собственных попыток исследования феномена системы внутрибанковского контроля. III. Результаты. Разномыслие о сущности понятия — «система внутреннего контроля банка» в отечест¬венной экономической теории, на наш взгляд, является следствием недооценки системного подхода к ана¬лизу этой составляющей процесса банковской деятельности. Система внутреннего контроля банка как элемент банковского управления - прерогатива руководства банка, на котором лежит вся ответственность за ее функционирование. Естественно, возникает вопрос о функционировании субъектов, подотчетных за состояние внутреннего контроля перед руководством, каж-дый из которых представляет контрольную подсистему. Взаимодействие их в процессе внутренней кон-трольной деятельности банка регулирует руководство. Орган управления банка разрабатывает перечень соответствующих видов деятельности по примене-нию процедур и правил в системе внутреннего контроля. Они проходят проверку, апробацию и впоследст-вие утверждаются руководством банка. Основная форма надзора за эффективностью системы контроля банковской деятельности — мониторинг. Он предполагает наблюдение и отслеживание всех видов банков¬ской деятельности с предоставлением отчетов (стандарт № 4) [5]. Таким образом, определение системы внутреннего контроля по ее функциональным характеристикам можно предложить такое: система внутреннего контроля банка — это оперативная организация подразделений банка для посто¬янного мониторинга внутрибанковской деятельности по: выявлению возможностей уменьшения предпри¬нимательских и информационных рисков, соблюдению правил и процедур в банковских операциях требо¬ваний законодательства, бухгалтерского и административного учета, выполнению распоряжений руково¬дства банка с целью обеспечения достоверной и полной информации о реализации функций и стратегиче¬ских задач банковской деятельности в интересах собственников банка и государства. Система внутреннего контроля банка имеет сложную функциональную организацию подразделений банковской структуры. Все подразделения коммерческого банка, связанные с выполнением функций внутреннего контроля банковской деятельности, можно разделить на две категории. Первая. Структурные подразделения банка, исполняющие свои функциональные обязанности и сво-бодные от постоянного процесса контроля. Таким подразделениям банка является служба внутреннего ау¬дита. «Для полной эффективности выполнения служебных обязанностей служба внутреннего аудита должна быть независимой от ежедневного процесса проведения внутреннего контроля» (стандарт № 2) [5]. Отчасти на таком положении подразделение по управлению рисками в составе 4 комитетов (кредитно¬го, управления активами и пассивами, тарифного и информационного) [6]. Вторая. Структурные подразделения банка, связанные с ежедневным и постоянным процессом внут-рибанковского контроля. К их числу относятся все, которые опираются в своей контрольной деятельности на выполнение функциональных обязанностей на основе предписаний служебной ответственности. Эти две категории структурных банковских подразделений формируют подсистемы внутреннего кон-троля. Разделение структур банковской организации на подсистемы внутреннего контроля обусловливает¬ся значимостью в решении задач контроля функциями по штатному расписанию. На таком принципе, по нашему мнению, определяются подсистемы внутреннего контроля коммерче-ского банка (см. рис. 1): 1. Мониторинг службы внутреннего аудита. 2. Контроль управления рисками, который осуществляется комитетами: кредитования, контроля акти¬ вов и пассивов, тарифного и информационного. 3. Внутритехнологический контроль, направленный на контроль бухгалтерского учета, правовых норм, правил финансового и административного учета. 4. Внутрифункциональный контроль, связанный с выполнением распоряжений Национального банка, руководства банка, подготовки инноваций, обеспечением электронных услуг. При этом организация этих подсистем контроля, не нарушая административного подчинения, образу-ет оперативную организацию, связанную с осуществлением только одной цели — контроля деятельности банка. Особое место в системе внутреннего контроля принадлежит внутреннему аудиту коммерческого бан-ка. Он занимает ведущее положение во внутриконтрольной деятельности банка. Положением об организации внутреннего аудита в коммерческих банках Украины (ПП НБУ от 20.03.98 г. № 114) определены его функции и задачи. В нем отмечается, что «функции службы внутренне¬го аудита являются частью постоянного мониторинга системы внутреннего контроля и внутренних процедур оценки капитала банка. Они обеспечивают независимую оценку адекватности внедренной по-литики и методики деятельности банка.…» [2]. Мониторинг службы внутрен него аудита Рис. 1. Структура системы внутреннего контроля коммерческого банка. К главным функциям внутреннего аудита следует отнести: уменьшение рисков в проведении операций, связанных с рациональным и эффективным использова-нием ресурсов банка; предоставление рекомендаций структурным подразделениям банка на стадии разработки и внедрения новых продуктов, процессов, систем; проведение аудита деятельности подразделений банка с целью обеспечения анализа и оценки внут-реннего контроля, политики, процедур банка, которые касаются адекватности бухгалтерских данных и сохранения активов банка; проверку результатов текущей финансовой деятельности банка, соблюдение требований действующего законодательства Украины и решений органов управления банка; постоянный просмотр системы операционных процедур; проверку системы управления и передачи финансовой информации, в том числе электронных информационных систем и банковских услуг. На службу внутреннего аудита банка возлагаются следующие задачи: содействие адекватности системы внутреннего контроля банка и операционных процедур; осуществление объективной оценки процедур финансового контроля в банке, выполнения персоналом банка внутренних положений относительно проведения операций в пределах лицензии или разреше¬ния на отдельные банковские операции; выявление сфер потенциальных убытков, условий для мошенничества, злоупотреблений, присвоения средств банка; проверки выполнения требований по эффективному управлению банковскими рисками; налаживание и поддержание взаимодействия с внешними аудиторами, государственными органами контроля и службой банковского надзора Национального банка Украины; содействие в организации и ведении бухгалтерского учета; — использование достоверной и полной информации для своевременного устранения недостатков в банковских операциях; — своевременного выявления недостатков в деятельности структурных подразделений и разработка ре¬ шений по устранению причин возникновения этих недостатков в процессе деятельности банка; — расследование в пределах своих полномочий совершенных нарушений в системе внутреннего контро¬ ля, а также предупреждение случаев любых рисков; — предоставление руководству банка и проверяемым структурным подразделениям заключений о ре¬ зультатах проведенной аудиторской проверки и предложений по улучшению системы внутреннего контроля. Для эффективного выполнения возложенных на службу внутреннего аудита функций Национальные стандарты предусматривают: — организационный статус независимости работников службы внутреннего аудита с правом постоянного участия руководителя службы в заседаниях Правления банка по вопросам финансовых результатах, управления и организации внутреннего контроля в банке (стандарт №2, 5.2); — критерии оценки системы внутреннего контроля, которые связаны с процедурами, соответствующими стандартам внутреннего аудита; с осуществлением постоянного мониторинга банковских рисков; с достаточной эффективностью системы внутреннего контроля по ее соответствию степени потенци¬ альных рисков в разных сферах деятельности банка; с проверкой соответствия осуществляемых бан¬ ковских операций учетной политике и установленным процедурам банка, а также действующему за¬ конодательству Украины (стандарт №3,3.2, 6.7). Проверки службы внутреннего аудита предусматривают анализ деятельности всех субъектов системы внутреннего контроля, который определяет не только адекватность их работы по соответствующим программам, но и уровень их профессиональной подготовки (образование, профессиональный опыт и навыки выполнения обязанностей по внутрибанковскому контролю). Контроль управления рисками организуют и осуществляют комитеты по управлению рисками в тес-ном взаимодействии с деятельностью службы внутреннего аудита. Их тесное сотрудничество подчинено главной цели внутреннего контроля коммерческого банка: вы-явления возможностей уменьшения банковских рисков. Банковские риски — главная угроза стабильности и реального выполнения целей банковской деятель¬ности. На основании выбора объектов для анализа, с точки зрения потенциальных признаков формирования ситуаций риска, комитеты по управлению рисками осуществляют постоянный контроль за условиями, ко-торые влияют на уровень рисков. Совместно со службами внутреннего аудита комитеты по управлению рисками концентрируют усло-вия на уменьшение таких рисков: 1) риск ликвидности (потеря способности своевременного выполнения своих обязательств перед клиен¬ тами); 2) риск продуктивности банковских услуг, связанный с потерей контроля над уровнем предельной по¬ лезности банковских услуг, в результате которого наступает падение их стоимости и сокращение до¬ ходов; 3) валютный риск (убытки от изменения курса валют); 4) риск учетной ставки (убытки от изменений процентной ставки, установленной по кредитам Национального банка в условиях фиксирования процентной ставки по предоставленным кредитам); 5) риск по ценным бумагам (убытки от изменения курса ценных бумаг, находящихся в портфеле банка). Внутритехнологический контроль — это процесс повседневной деятельности сотрудников банка, направленный на соблюдение правил, форм и процедур в банковских операциях требованиям законода-тельства, нормативным документам, бухгалтерскому и административному учету в целях обеспечения достоверности и полноты информации о деятельности банка. Как правило, внутритехнологический контроль во всех его структурных элементах должен быть четко регламентирован. Документация процедур такого контроля должна быть доступна для использования ра¬ботниками банка. Процедура оценки надежности элементов внутритехнологического контроля рассматривается через призму информации по таким направлениям: — реальность банковских и хозяйственных операций, подтвержденная соответствующими документа¬ ми; — полнота - все свершенные банковские операции отражаются в учете; — санкционированность - все операции совершаются с разрешения ответственных должностных лиц; — точность на этапах учетного процесса — все хозяйственные операции адекватно оцениваются; ошибки в учет исключаются; — разделенность по классификации - все операции правильно разносятся на соответствующие счета балансового и внебалансового учета; — своевременность оформления — все совершенные операции отражаются в учете в день их соверше¬ ния. Деятельность сотрудников внутритехнологического контроля регламентируется методическими ука-заниями, применениям национальных стандартов в управлении внутреннего контроля (стандарт №4) [5]. Внутрифункциональный контроль как элемент системы внутреннего контроля коммерческого банка — это процесс повседневного исполнения профессиональных обязанностей сотрудниками банка, направ¬ ленный на соблюдение требований штатного расписания, порядка и правил, установленных регламентом управления банка, графиком подготовки к внедрению в банковской деятельности инноваций, распоряже- ниями руководства и потребностями электронных сетей. В ходе внутрифункционального контроля определяются: неоправданные расходы банка, неэффектив-ное использование интеллектуального потенциала работников банка, неполноценное использование тех-нических средств, факторы, которые негативно влияют на выполнение заданий банка (стандарт №4,7.10). Причинами негативных явлений, обнаруженных в ходе внутрифункционального контроля, могут быть и управленческие решения, использование неполной или недостоверной информации, профессиональная неподготовленность работников банка, недовольство клиентов банка, невыполнение требований дейст¬вующего законодательства, нерациональное использование ресурсов, средств и т.п. (стандарт №1,4.6). Естественно, по всем выявленным недостаткам внутреннего контроля разрабатываются предложения и рекомендации по их устранению. Создание эффективной системы внутреннего контроля коммерческого банка достигается путем орга-низации тесного взаимодействия всех подсистем, обмена между ними информацией и руководящей роли в обновлении системы внутреннего контроля службы внутреннего аудита. Однако общая оценка системы внутреннего контроля может быть связана с риском несоответствия внутреннего контроля. Суть этого риска в том, что может возникнуть ситуация, что недостоверная инфор-мация, которая может существовать по классу операций не будет предупреждена или своевременно выяв-лена системой внутреннего контроля банка. В таких случаях служба внутреннего аудита руководствуется в своих действиях нормативом № 12 «Оценки системы внутреннего контроля предприятия и риска, связанного с эффективностью ее функцио-нирования», утвержденном Аудиторской палатой Украины от 18.12.98 г. № 73.
|